solaris_x86 (solaris_x86) wrote,
solaris_x86
solaris_x86

Categories:

Хатынский набат

Оригинал взят у eot_by в Хатынский набат


22 марта 2012 года в офисе региональной организации НСЖУ представители национально-культурного объединения граждан «Беларусь», других национально-культурных обществ, ветераны Великой Отечественной войны, очевидцы трагедий белорусских деревень, сожженных фашистами, почтили память жертв Хатыни. Вместе со всеми в скорбном молчании, с за­жженной свечой в руках, стоял и вице-консул Генерального консульства Республики Беларусь в Одессе Владимир Пасюра.




22 марта исполнилось 69 лет со дня трагедии, произошедшей в деревне Ха­тынь Минского района Республики Беларусь: жертвами фашистов и их пособни­ков стали 149 жителей Хатыни. Их загнали в сарай и сожгли, кто пытался бежать – расстреляли. Деревню уничтожили полностью.


Сегодня на месте трагедии – мемориальный комплекс «Хатынь», который видели и многие одесситы, бывая в Беларуси. На пьедестале мемориала – над­пись: «Люди, родные, помните: мы любили жизнь и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба к вам: пусть траур и печаль превратятся в мужество и силу, чтобы нигде и никогда в смертельном огне жизнь не умирала».


О том, что вытерпела белорусская земля в те страшные годы и как увекове­чена память о героической борьбе ее жителей с фашизмом, поведали председа­тель правления объединения граждан «Беларусь», член координационного совета «Союза белорусов Украины» Федор Ковалевич, члены общины Юрий Слука, Александр Макаренко, ветеран войны, участник партизанского движения на тер­ритории Беларуси и Украины Виктор Юхневич.


В годы войны погиб каждый четвертый житель Беларуси. 629 белорусских деревень разделили участь Хатыни, 136 сожженных деревень не восстановлены из пепла и после войны. Как пример лицемерного изуверства фашистских оккупан­тов рассказал Виктор Юхневич о том, что они, по страшной аналогии с Хатынью, сотворили в еще одной деревне: не препятствуя отправлению службы в право­славном храме, в один из дней 1943 года они согнали в него всех жителей и по­дожгли. На этом месте увидел потом ветеран только небольшой холмик да еще чудом оставшегося живым старика – воины прошли мимо него парадом, отдавая честь.


Прозвучали в этот день памяти и стихи, посвященные Хатыни, переведен­ные с русского на белорусский язык членом общины А. Стельмахом. А дочь од­ного из командиров партизанского отряда, погибшего на территории Беларуси, Мария Максимова, исполнила романс из кинофильма «Часы остановились в пол­ночь».


«Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте!..» – скандировали собравшиеся почтить память жертв фашизма. «Такое не должно повториться», – говорили они.


Для меня лично, история Хатынских событий началась в далеком детстве. Эти события, в первую очередь, были связаны с событиями Великой Отечественной войны, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и освободил многие народы от фашисткой чумы.


Теперешняя возможность доступа к новым историческим материалам, их последующее изучение, не изменяют и наверное уже не изменят моего личного отношения к событиям, которые мы сегодня вспоминаем. Но появляется новое поколение людей, меняется окружающий мир, происходят различные изменения в науке, философии, технике. Только ничего уже не произойдет в жизни тех людей, которые сгорели в Хатыни. И всегда останется вопрос “Ради чего?” и “Во имя чего?”


Политические изменения, связанные, прежде всего, с распадом СССР породили во всех восточноевропейских странах активное желание переоценки истории второй мировой войны и явления сотрудничества с нацизмом. Я хочу подчеркнуть, именно в тех странах, которые либо входили в состав бывшего СССР, либо находились под его политическим, экономическим и военным влиянием.


В реальной политической практике реабилитация коллаборантов, т.е. лиц, сотрудничавших с нацистами,  уже стала фактом во всех восточноевропейских странах, кроме Беларуси. Несколько разняться темпы и глубина ревизии оценок и итогов второй мировой войны. Но в целом, мы уже живем в ситуации, когда в большой группе европейских стран нацистская оккупация не рассматривается как абсолютное зло, а борьба с нацизмом вовсе не считается критерием блага.


Именно поэтому, сегодняшнее мероприятие, направлено, в том числе, на то, чтобы в очередной раз рассказать потомкам о том, какими методами насаждались принципы “нового порядка”, что готовили миру нацистские идеологи. На принципах исторической правдивости мы стараемся, и будем стараться рассказывать, во имя чего гибли миллионы на фронтах, во имя чего труженики тыла 5 лет недосыпали, недоедали, отдавали иногда последнее для достижения победы.


Вместе с тем, хочу обратить ваше внимание еще на одно явление, которое имеет огромное значение для генерации политической жизни государств, особенно на постсоветском пространстве, и частично объясняет желание пересмотреть отношения с нацистами.


В Белоруссии события начала 1990-х годов также ассоциировались с национализмом. Но белорусский национализм, в ходе второй мировой войны не породил заметной силы, которая воевала как против нацистов, так и против коммунистов. Белорусские националисты в подавляющем большинстве просто пошли на службу к немцам. Партизанское же сопротивление было действительно массовым и велось под советскими лозунгами. В нем участвовало более 300 тысяч человек. После войны в Белоруссии к власти пришла генерация участников партизанского движения, которая в кратчайшие сроки восстановила республику из пепла и обеспечила передовые темпы развития.  А белорусская националистическая диаспора на Западе оказалась в основном представленной коллаборационистами, бежавшими вместе с нацистами.


Вместе с тем не происходит никакого преувеличения значения партизанской войны, никакой адаптации партизанского движения к национализму. Беларусь подчеркнула не просто национальный момент, но антинацистскую миссию Красной Армии (в составе которой были и белорусские партизаны и белорусы на фронтах) ее спасительное значение для всех европейских народов в разгроме нацизма. В самой же Беларуси, где погиб каждый 4 житель, или 2 300 000 человек, реабилитация националистами “полицаев”, таких, которые жгли Хатынь и другие села, была и остается невозможной. У белорусских националистов не оказалось своей повстанческой армии.


Антинацистский идеологический выбор в современной Беларуси имеет глубокие корни. Только он уберег Беларусь от внутренней культурной дезинтеграции и продолжает консолидировать нацию. Это полностью выводит белорусскую идентичность и идеологию за рамки теперешнего восточноевропейского стандарта, который создан идеологами развала СССР и которому еще историей еще будет дана правдивая оценка.


Кроме того, явление антинацизма в Белоруссии – это своего рода остаток советской моральности, уцелевший в одной из бывших советских республик. Но, эта часть советской моральности – а именно, спасение Европы от нацизма вместе с союзниками – полностью разделяется в странах “старой Европы”. Таким образом, сегодняшняя Беларусь входит в клуб культур, мыслящих категориями цивилизационной ответственности и морали. Современная европейская цивилизация родилась в Нюрнберге. Именно благодаря денацификации и разгрому нацизма, стала возможна европейская интеграция, и возник, например, Евросоюз.


Но, как оказывается, не все так просто. Антинацизм облегчает Беларуси диалог с европейскими странами, но он же и создает идеологическую конфронтацию с восточноевропейскими соседями. Такая Беларусь с ее ключевым местоположением в Европе – это не только препятствие для формирования антироссийского блока. Антинацистская сильная Беларусь – это хранитель той версии общеевропейской культуры, которая была сокрушена в идеологии, культуре, идентичности ряда стран на постсоветском пространство в ходе декоммунизации.


Вместе с тем, есть еще один очень важный, который я хочу подчеркнуть в своем докладе. Демократизация Беларуси, отход от авторитарной системы очень тесно связан с преодолением соседними государствами, и Украиной в том числе, тенденций к ревизии итогов второй мировой войны. Пока в Восточной Европе будет процветать неонацизм, авторитарная система в Беларуси будет внутренне оправдана, ибо, в этом случае реальная ценностная конфронтация между этой страной и ее восточноевропейскими соседями очень велика.


Следует процитировать выдержки из речей свидетелей той страшной трагедии, они актуальны сегодня как никогда:


Речь А.П. Желобковича


Мы, советские люди, хорошо знаем, что такое фашизм. Это сотни деревень, разделивших страшную судьбу Хатыни. Это виселицы и массовые расстрелы в оккупированных городах. Это Бабий Яр и Тростенец, Освенцим и Тремблинка, чехословацкая Лидице и французская деревня Орадур.


Скоро двадцать пять лет, как окончилась война, но матери и сегодня оплакивают своих детей, убитых, замученных в фашистской неволе. Пепел сожженных стучит в сердца уцелевших.


Я – военный, офицер Советской Армии. С оружием в руках, которое вручила мне Родина, сейчас охраняю мир на земле, чтобы никогда не повторилось то, что было. Нельзя забывать о том, что империалисты мечтают развязать новую войну.


Еще не утихли людская боль и скорбь, а фашизм снова поднимает голову. Будущие убийцы вновь маршируют по улицам городов Западной Германии, США и в других западноевропейских странах. Ведь именно на фашистских наемных убийц империализм делал свою ставку, когда привел Гитлера к власти. На них он рассчитывает и сейчас, возрождая фашизм.


Но не для того мы отстроили свои города и села, чтобы вновь отдать их во власть разрушения и смерти. Не для того в пожаре войны погибли миллионы человеческих жизней. Мы, живые, никогда не забудем вас, павших от рук фашистских палачей.


Величественным памятником мужеству советских людей будет стоять сооруженный здесь мемориальный комплекс. Хатынь никогда не повторится.


Речь И.И. Каминского


Дорогие товарищи, друзья!


Всякий раз, когда я вспоминаю о Хатыни, – сердце кровью обливается. Среди бела дня нагрянули в деревню каратели, окружили ее, разграбили, а всех жителей согнали в сарай и подожгли его. Люди рвались на улицу, а их в упор расстреливали. Я хотел спасти своего сына – его прошила автоматная очередь, и он умер на моих руках. Стреляли фашисты и в меня. Пуля попала в плечо. В огне погибли четверо моих детей и жена. От деревни остались лишь печные трубы да пепел.



Люди, не допустите больше такого!


Соболев Александр


По материалам газеты Вечерняя Одесса




Запись опубликована на сайте Суть Времени - Беларусь.
Вы можете оставить комментарий здесь или там



Tags: Великая Отечественная война, СССР, Сталин, Хатынь, фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments